Парциальная программа Друзья природы

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация Пышминского городского округа
«Тимохинская начальная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 4 от 31.08. 2022г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОО ПГО
«Тимохинская начальная
общеобразовательная школа »

Л.Н.Тропина
Приказ № 65/1 от 31.08.2022г.

Парциальная программа
детей младшего дошкольного возраста
«Друзья природы»
по экологическому воспитанию

Исполнитель: Меньшенина З.В,,
воспитатель,
первая квалификационная категория

с. Тимохинское, 2022

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к
учебной деятельности.
Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая
грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое
образование детей –большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы
позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи.
Актуальность - заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего
времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из
того состояния, в котором оно находится сейчас.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой
предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать
посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов.
Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы,
дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в
природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность,
трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с
природой.
Цель программы:
формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного
мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание
помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Ожидаемый результат:
1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и
животными)
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Программа разработана на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155;
С использованием следующих нормативов:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»;
- Основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаева.
Виды деятельности:
1. Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарем природы;
Занятия проходят 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной
деятельности.
Возраст детей
Продолжительность занятий Кол-во занятий
Кол-во занятий в месяц
Кол-во занятий в год
в неделю
3-5лет
15 мин
1
4
36
При построении системы работы по экологическому воспитанию особое внимание уделено следующим направлениям:
Познавательно направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти
компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление – изучение растительного и животного мира родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного
характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников).
Исследовательское направление - осуществляется в рамках продуктивной деятельности наблюдений, опытов.

Календарно – тематический план
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
23
24
25

Тема
Сентябрь
«Наш дом природа»»
«Цветы на участке осенью»
«Путешествие в страну осень»
« Путешествие с Капитошкой»
Октябрь
Из чего состоят фрукты
Вода и камни
«Осенние листочки»
Почему лес живой
Как устроен организм человека?
Ноябрь
Зачем держать домашних животных?
«Невеличка птичка –синичка , а праздник свой помнит»
Как живут дикие животные?
Где обедал воробей
Декабрь
Кто живёт на птичьем дворе?
Как помочь птицам зимой?
Кому и для чего нужна зима?
Что такое новый год? «Ёлочка –
красавица»
Январь
Ледовый городок
Вода вокруг нас. Наблюдение за снегом
Волшебная льдинка (опыт)
Как лед превращается в воду
Февраль
Развлечение «Зимушка - зима»
У меня живет котенок
Воздух

Дата

Количество
НОД

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

1
1
1
1

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя

1
1
1
1
1

1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

1
1
1
1

1 неделя
2 неделя
3неделя
4неделя

1
1
1

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

1
1
1
1

1 неделя
2 неделя
3 неделя

1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Итого

Зачем нужны комнатные растения?
Март
Весенние явления в неживой природе
Огород на окошке
Волшебные цветы
Мы построили скворечник
Апрель
Как просыпается природа?
Эксперименты с песком
Растения весной
В чем польза насекомых?
Май
Цветущий сад
«Мы друзья природы» Развлечение

4 неделя

1

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

1
1
1
1

1 неделя
2 неделя
3неделя
4 неделя

1
1
1
1

2 неделя
3 неделя
36

1
1
36

Комплексно – тематическое планирование экологического развития дошкольников
№
1.

Тема
Сентябрь
«Наш дом природа»

2

«Цветы на участке осенью»

3

«Путешествие в страну осень»

Закреплять представления детей об осени, её
признаках. Развивать познавательный
интерес. Воспитывать любовь к природе.

4

« Путешествие с Капитошкой»
Опыты с водой

Формировать первоначальное знания о
круговороте воды в природе , о роли воды и
солнца в жизни природы и человека .

5

Октябрь
Из чего состоят фрукты?

6

«Вода и камни»

7.

«Осенние листочки»

8

Почему лес – живой дом?

Задачи
Формировать понятие о неживой природе,
как факторе жизни всего живого.
Воспитывать бережное отношение к
окружающей природе.
Закрепить знания детей о осенних садовых
цветах: отличие по внешнему виду.
Уточнить представления детей о садовых
работах осенью.

Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Уточнить знания детей об уходе за овощами.
Воспитывать трудолюбие. Активизировать
словарь детей словами, обозначающими
овощи и трудовые действия.
Развивать познавательную активность детей в
процессе формирования представлений о
водеи камнях; Развивать экологическое
мышление в процессе исследовательской
деятельности, творческое воображение.
Формировать умения детей наблюдать
явления природы, анализировать и делать
выводы о некоторых взаимосвязях и
закономерностях
Дать представление о том, что в лесу растёт и

Методические приемы
1.Наблюдение на участке «Что такое
природа»
2. Дать понятие живая и не живая природа
3. игра «Природа- не природа»
1.Загадывание загадок, игра
2. Игра «Угадай по описанию»,
3.Экспериментирование: «Растениям
легче дышится, если почву полить и
подрыхлить»
1. Наблюдение за состоянием погоды на
участке.
2. Чтение стихотворения «Осень»
3. Беседа о сезонных изменениях в
природе.
1.Видео «Что такое вода»
2. Игра «Весёлый дождик»
3.Опыты с водой
Беседа «Что растет на грядке?»
Дидактическая игра «Собираем урожай»

1Чтение рассказов о камне «Гранит»,
2..Игровая ситуация «Тонет -не тонет».
3. Игровая ситуация «Легкий - тяжелый».
4. Презентация «Удивительные камни»
1.Нетрадиционная техника
рисования:ватными палочками.
2.Дид.игра «.Найди листок какой покажу»
3.игра «Кто больше соберет листочков»
1. Беседа Что такое лес?

кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида
деревьев, кустарников. Уточнить сезонные
изменения в жизни растений.
Воспитывать у детей любовь к природе.
9

Как устроен организм человека?

10

Ноябрь
Зачем держать домашних животных?

11

Как живут дикие животные?

12

«Невеличка птичка –синичка , а праздник
свой помнит»

13

Где обедал воробей?

14

Декабрь
Кто живёт на птичьем дворе?

Подвести к осознанию себя как живого
существа, которое имеет свои особенности и
потребности. Формировать представление
детей, о некоторых органах человека, о
положительном и отрицательном влиянии на
них.
Формировать у детей обобщенные
представления о домашних животных: как за
ними надо ухаживать, какую пользу
приносят, какие условия нужны для жизни.

2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто
там живёт.
3. Рассматривание иллюстраций «Лесные
животные»
4. Презентация «Дикие животные»
1. Рассмотреть энциклопедию «Тело
человека»
2. Рассказ воспитателя о некоторых
органах человека
3. Беседа «Что для человека вредно, а что
полезно»
1.Рассматривание иллюстрации из серии
детских книжечек с изображением
домашних животных и их детенышей.
2.Дидактическая игра «На нашем дворе».
3. Чтение сказок «Волк и семеро козлят»,
1Просмотр презентации «Дикие
животные»
2.Подвижная игра «Зайцы и волк»
3 Д.и. «Угадай,чей хвост»
1. Просмотр презентации «Синичкин
день»
2.Беседа «Угадай, какая птица»,
3. Подвижная . игра «Лиса и птицы»

Продолжать формировать знания о лесных
обитателях. Развивать у детей представления
о последовательности событий в жизни
лесных зверей.
Дать преставление детям о дне синички,
познакомить с птичкой – синичкой (внешний
вид , повадки ) ,закрепить знания детей о
жизни животных птиц зимой , воспитывать
интерес , желание подкармливать птиц зимой.
Формировать представление детей о
1.Видео фильм «Животные севера»
приспособлении животных к жизни в
2.Беседа «Где живут белые медведи»
природных условиях. Обозначить закон
природы: все животные живут в тех местах, к
которым они приспособлены.
Расширить представления о домашних
птицах и их детенышах (названия,
особенности внешнего вида, способы
передвижения, издаваемые звуки);
обогащение, закрепление и активизация

1.Рассматривание иллюстраций с
домашними птицами.
2.Игра «Угадай, кто кричит» (голоса
домашних птиц);
3.Игра “Найди маму

15

Как помочь птицам зимой?

16

Кому и для чего нужна зима?

17

Что такое новый год? «Ёлочка –
красавица»

18

Ледовый городок.

19

Январь
«Вода вокруг нас»

20

Наблюдение за снегом.
Снег и его свойства

словаря по теме;
воспитывать любовь и заботливое
отношение к домашним птицам;
Учить распознавать зимующих птиц по
внешнему облику, поведению, издаваемым
звукам. Показать сезонные изменения в
жизни птиц. Закреплять названия зимующих
птиц.
Воспитывать любовь, заботливое отношение
к птицам.
Углублять знания детей о сезонных
изменениях в природе, зависимость
изменений в живой природе от изменений в
неживой природе. Развивать познавательную
активность детей.. Доступно объяснить
детям, почему растениям под снегом теплее.
Расширять представление детей о сосне, её
полезных свойствах. Воспитывать бережное
отношение к растениям, стремление
заботиться.
Уточнить и закрепить знания детей о зимних
явлениях в неживой природе. Развивать
способность анализировать и обобщать,
Закреплять знания о свойствах воды.

Формировать представление детей о
свойствах снега, от чего они меняются.
Вспомнить о защитных свойствах снега.

4.Игра «Один — много»;
5.Чтение рассказа “Петушок с семьёй”;
1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие
птицы»
2. Рассказ о жизни птиц зимой
3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам»
4.Презентация «Зимующие птицы»
1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего
пейзажа
2. Беседа «Для чего растениям снег»
3. Наблюдение за деревьями.
1. Беседахвойные деревьях
2. Рассмотреть шишки
(внести в познавательно –
исследовательский уголок)
3.Опыт с шиками
1. Дать определение понятию - зимние
явления.
2. Беседа «Если на улице сильный мороз»
1.Презентация «Вода вокруг нас»,
2. Опыт «Снег - какой»
3.Игра «Снежинки»
4. Рисование ватными палочками
снежинок.
1. Наблюдение за свойствами снега
(Какого цвета снег в солнечную погоду, в
пасмурную? Когда он блестит? Когда
хорошо лепится? В какую погоду он
хрустит под ногами? и т.д.)
2. Беседа о защитных свойствах снега

3.Опыт со снегом
1.Презентации «Магниты волшебники или
помощники?»,
2.Опыты с магнитом

21

Магнит и его свойства

Формировать интерес к определению свойств
магнита с помощью опытов. Развивать
познавательную активность в процессе
экспериментирования.

22

Волшебная льдинка (опыт)

Познакомить детей с понятием – лёд.
Формировать интерес к определения свойств
льда с помощью опытов.
Воспитывать осторожность на льду.

Чтение русской народной сказки
«Снегурочка».
Игры со снегом, льдом, окрашенными
льдинками. Рассматривание снежинок
через лупу

23

Февраль
Развлечение
Зимушка- зима

1. Беседа о зиме
2.Чтение стихотворение, пение песенки о
зиме.
Подвижная игра «Зимний хоровод»

24

У меня живет котенок

Формировать представления у детей
сезонных изменениях в природе. Расширить
знания об охране природы.
Воспитывать у детей интерес и бережное
отношение к природе.
Продолжать знакомить детей с домашними
животными. Формировать умение правильно
обращаться с животными. Развивать желание
наблюдать за котенком. Учить делиться
полученными впечатлениями.

25

Воздух

Формировать знания о свойствах воздуха и
способами его обнаружения. Уточнить
значение воздуха в жизни человека и других
живых организмов. Развивать
познавательную активность в процессе
экспериментирования.

26

Зачем нужны комнатные растения?

Уточнить представления детей о растениях в
группе, о необходимых для них условиях
жизни. Познакомить с новыми растениями.
Научить узнавать и называть части растения
(корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать
интерес к исследовательской деятельности.
Поощрять желание ухаживать за растениями,

1.Рассматривание игрушечного котенка.
2.Беседа о домашних животных, которые
живут у ребят дома.
3.Рисование клубка для котенка.
4.Заучивание русской народной песенки
«Как у нашего кота».
1. Познакомить детей с воздухом и его
свойствами,
способами его обнаружения.
2. Рассказ «Значение воздуха в жизни
всего живого
3. Игра – эксперимент «Дуем – играем
1. Рассмотреть иллюстрации птиц.
Вспомнить их названия
2. Загадать загадки про птиц
3. Беседа «Для чего нужен скворечник»
4. Игра с бумажными птицами

относиться к ним с любовью.
27

Март
Весенние явления в неживой природе

28

«Волшебные цветы»

29

Огород на окошке

30

«Мы построили скворечник»

31

Апрель
Как просыпается природа?

32

Эксперименты с песком»

33

Растения весной

Учить детей замечать увеличение дня и
укорачивание ночи, появление, проталин и
сосулек, взаимосвязь с живой природой.
Упражнять в сравнении признаков зимы и
весны.
Продолжать знакомить детей с бумагой, ее
свойствами. Уточнить значение бумаги в
жизни человека

1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»
2. Беседа «Признаки весны»
3. Сравнение признаков зимы и весны

Показать зависимость роста растений от
условий. Закреплять представления детей о
потребности растения в почве, воде, свете,
тепле. Воспитывать ответственность.
Совершенствовать знания о перелетных
птицах. Уточнить особенности строения
птиц, сезонные изменения в жизни птиц

1. Беседа «Что нужно растению?»
2. Посадить лук, петрушку.
3. Наблюдение и уход за луком

Совершенствовать знания о перелетных
птицах. Уточнить особенности строения
птиц, сезонные изменения в жизни птиц
(гнездование, высиживание из яиц птенцов)
Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.
Познакомить детей с природными
материалами-земля, глина. Учить сравнивать
землю и глину.

1.Грамзаписи голосов птиц
2.Пальчиковая гимнастика «Скворчата»
3.Аппликация « Скворечник»
4.Игра «Скворушки-скворцы

Учить детей наблюдательности: набухают
почки, появляются листья и цветы, трава.
Уточнить и расширить знания детей о
разнообразии видов растений в природе.
Закреплять знание названий растений.
Развивать способности анализировать и

1. Беседа «Для чего нужна бумага»
2.Опыы с бумагой

1.Игра «Найди растение»,
2. Физкультминутка «Цветы»,
3.Дидактическая игра «За каким
растением спрятался Зайка?»;
4. Экспериментирование: «Что нужно
растениям для роста».

1. Рассказ о свойствах песка. Как
используются эти природные материалы.
«Песочный домик» ,
«Следы на мокром песке».
1. Наблюдение за деревьями.
2. Вспомнить названия
некоторых деревьев и кустарников
3. Рисование
4.Работа с календарём природы

34

В чем польза насекомых?

35

Май
Цветущий сад

36

«Мы друзья природы» Развлечение

сравнивать: дерево – куст, куст – трава.
Воспитывать эстетическое отношение к
растениям.
Формировать представление о жуках
(майский, носорог, божья коровка); бабочках
(капустница, крапивница).
На доступных примерах показать, что
скрывается за названием некоторых бабочек.
Показать пользу насекомых. Воспитывать
интерес и доброе отношение к насекомым.
Познакомить детей с особенностями
весеннего состояния плодовых деревьев
(цветением). Продолжать устанавливать
связи междуизменениями условий
(тепло, свет) и изменением состояния
растений (рост, цветение). Воспитывать
эстетические чувства.
Приблизить детей к природе,
учить общаться с ней, любить ее. Уточнять,
имеющиеся знания об окружающей природе.
Воспитывать у детей интерес и бережное
отношение к природе.

1. Рассмотреть иллюстрации.
2. Рассказ о том, какую пользу приносят
насекомые.
3. Рисование «Бабочка»

1. Наблюдение за яблоней.
2. Беседа «Почему цветут деревья»
(установить связь спогодными условиями)
3. Работа с календарём природы.

1.Пение песни «Солнышко»
2.Подвижная игра «Солнышко и дождик».
3.Подвижная игра « Медвежата»
4. Хоровод «Цветы»

№

п/п

1.

2.

3.

4.

6.

7.

8.

9.
Ф. И. ребенка

Уровень

Объясняйте признаки и свойства
предметов

Называет комнатные растения,
умеет ухаживать за ними

Одень куклу соответственно погоде и
сезону.

Назови (покажи на картинке), какое
сейчас время года.

. Назови и покажи овощи, фрукты,
ягоды (по 2-3 вида).

Назови и покажи 3 цветка

Назови и покажи 3 дерева на
картинке и называет его строение

Чем подкармливают птичек зимой

Назови и покажи птиц на картине и
их строение

Назови и покажи животных на
картинке их детенышей (по 2-3
вида домашних и диких)

Формы подведения итогов реализации программы

Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, исследования проводимого 2 раза в год. Анализ
результатов включает в себя следующие моменты:
Диагностическая карта педагога;
Анкетирование – родителей;
Беседы, игры;
Экологические досуги.

Оценка знаний:
1 балл - ребёнок не ответил.
2 балла - ребёнок ответил с помощью воспитателя.
3 балла - ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
1 - 10 баллов - низкий уровень.
11 - 25 - средний уровень.
26 - 36 - высокий уровень.
Литература
1.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 2014г.
3.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга
для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2012г
4.

Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009г

5.

«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 2012г., Артемова Л. Н.

7.

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 2000г Николаева С. Н.

8.

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 2011.Богусловская З. М., Смирнова Е.О

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».